Четверг, 08.12.2016, 07:02
Приветствую Вас, Гость




Золушка



Евгений Шварц

Инсценировка Л. Веледницкой
Музыка А. Спадавекина

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

КОРОЛЬ - А. Райкин
ПРИНЦ - О. Табаков
ЗОЛУШКА - Е. Райкина
ЛЕСНИЧИЙ - В. Хохряков
МАЧЕХА - А. Георгиевская
АННА - Н. Дорошина
МАРИАННА - Г. Новожилова
ФЕЯ - М. Бабанова
ПАЖ - М. Корабельникова
КАПРАЛ - Е. Весиик
МАРКИЗ - Б. Иванов
В эпизодах - артисты московских театров

Инструментальный ансамбль п/у А. Корнеева
Режиссер Л. Веледницкая

Есть сказки и сказочные образы, которым, как говорит в шварцовской "Золушке" Король,
"никогда, никогда не придет конец". И сама Золушка, и те "волшебные чувства",
которые будит в человеке несложный пересказ содержания старинной
сказки Шарля Перро, - тоже бессмертны.
Недаром эта сказка, пришедшая к человечеству из Франции XVII века, сказка,
придуманная придворным, полная грусти и юмора, изящная и не столь уж
простенькая, как может показаться на первый взгляд, - вот уже три столетия
волнует детей и взрослых (а именно для взрослых она и была написана первоначально).
Знатоки литературы с серьезным видом рассуждают об истоках стиля и
мировоззрения автора, об эпохе "просвещенного абсолютизма",
когда в моде было собираться в салонах и рассказывать с иронической
улыбкой забавные истории, по большей части вымышленные, щеголяя
вычурностью выражений и причудливой затейливостью мысли.
Шарль Перро (1628- 1703) был тогда знаменитым законодателем этой литературно-салонной манеры.
А ведь в основе придуманных им для развлечения скучающих
знатных особ "Сказок Матушки Гусыни" лежали сюжеты, издавна
бытовавшие в Нормандии, Гаскони, Бретани, Лотарингии, - те самые истории,
которые долгими зимними вечерами согревали и утешали крестьян,
батраков-поденщиков, бедняков-арендаторов.
Многие из сюжетов Перро перешли впоследствии в произведения
писателей разных стран. Вспомним хотя бы чудесный "Аленький цветочек"
С. Аксакова - тут переложен на "русский народный лад" сюжет
поэтичной сказки Перро "Красавица и Чудище" - Уж так получилось, что,
даже ничего не зная о времени и условиях создания, скажем, "Ослиной шкуры",
"Синей бороды" и той же "Золушки", мы с самого раннего детства запоминаем
героев этих сказок. И так же, как хитроумный, неунывающий "Кот в сапогах"
стал любимцем детворы во всем мире, так и история волшебной хрустальной
туфельки знакома всем нам по бесчисленным пересказам, по музыкальным и
живописным произведениям на эту тему. Может быть, так случилось потому,
что в характере Золушки заключены лучшие черты, делающие человека достойным
уважения и восхищения. Она добра и неприхотлива, умеет найти даже в самой
тяжелой работе радость, привязчива и нежна. И потому, хотя в конце сказки
бедная падчерица становится принцессой, она сохраняет для нас свое
удивительное и трогательное обаяние. В самом деле, разве может принцесса
называться Золушкой? Она так и остается для пас робкой, кроткой,
нежной девочкой, достойной самого большого счастья, - Золушкой...
Все мы помним (то есть мы - теперь взрослые), как смотрелась вышедшая
на экраны в конце 40-х годов кинокомедия "Золушка". До сих пор, несмотря
на то, что средства выразительности в кино значительно улучшились,
никто не решается с иона поставить фильм по великолепному киносценарию
советского драматурга-сказочника Евгения Львовича Шварца (1896-1958).
Так дороги нам черно-белые чудеса этого прелестного фильма, так совершенны
актерские работы Янины Жеймо, Фаины Раневской, Эраста Гарина, Алексея Консовского.
Это был фильм, в котором, используя всемирно известную канву сказки
Шарля Перро, создано было по сути дела абсолютно своеобразное зрелище.
Перед очарованными зрителями всех возрастов раскрывался подлинно
волшебный по неуловимому изяществу оттенков чувств и мысли, ослепительно прекрасный мир.
Сценарий Евгения Шварца, созданный в 1946 году, всегда будет читаться
как захватывающая история трепетного ожидания счастья. Так мастерски,
с такой душевной тонкостью, с таким поразительным знанием самых
затаенных ощущений и чувств, с таким сочувствием и с таким очаровательным
юмором сумел драматург пересказать для своих современников вечный сюжет "Золушки".
Сюжет действительно вечный. Буквально в каждом сборнике сказок
найдем мы нечто подобное. Перед нами предстанут завистливые, сварливые,
глупые люди, которые будут помыкать своей бедной родственницей,
как им вздумается, а та и ответ не сумеет сказать грубого слона. А потом придет
волшебное испытание, и все изменится... Так будет и в "Крошечке-Хаврошочке",
и в "Морозко", и в бесчисленном множестве других сказок разных народов.
Быть может, "Золушка" из круга подобных скидок выделяется своим каким-то
особенным изяществом, завершенностью, отточенностью стиля, воздушностью.
Недаром столькие композиторы (и среди них - Россини, Прокофьев) писали оперы
и балеты на сюжет этой сказки. Евгений Шварц в одной из своих пьес говорил:
"Человек из мертвого камня сделает статую и гордится потом, если работа удалась.
А поди-ка из живого сделай еще более живое - вот это работа!"
Этой нелегкой, подлинно волшебной работой, он и занимался всю свою жизнь,
обращая внимание современников на вечные сюжеты великих литературных
произведений, волнующих и сегодня. Герои его пьес-сказок приходят из самых
разных источников. Это и "Дон-Кихот" Сервантеса, и сказки Андерсена,
и темы средневекового английского эпоса о "рыцарях короля Артура",
и "Красная Шапочка" с "Золушкой" Шарля Перро, и любимые герои русских народных сказок.
Прошло много лет после смерти Евгения Шварца. Но произведения
замечательного сказочника продолжают жить. По его сценариям ставятся
фильмы, театральные спектакли, радиопостановки - и не только у нас,
но и во многих странах мира. Он по-прежнему среди пас, мы слышим его
насмешливый или печальный, взволнованный, гневный или радостно
смеющийся голос, когда читаем сборники его пьес, смотрим фильм, спектакль,
слышим радиопередачу. Мысли и образы Шварца, глубокие, серьезные,
мудрые, очень живые, очень современные, многое объясняющие нам в нас
самих и в мире, нас окружающем, - они рождены жизнью и останутся в жизни навсегда.
Фантазия сказочника преображает знакомый мир, - и вот все уже повинуется
движению волшебной палочки - воле художника, вдохновенно творящего прекрасное.
"Волшебная палочка подобна дирижерской. Дирижерской повинуются
музыканты, а волшебной - все живое на свете". Так говорит фея в "Золушке".
Она словно олицетворяет творческое начало, как Король с его детской
шаловливостью, детской доверчивостью и капризами - все то наивное, доброе,
немножко беспомощное и простое, что остается в человеке всю жизнь,
пусть и не выражается столь бурно и открыто, как у Короля. Как Мачеха
и ее дочки олицетворяют все то, что отталкивает благородного человека:
низменность целей, суетность, жадность, жеманство, праздность.
Как Золушка и Принц - волшебную силу "обыкновенного чуда" любви.
"Я не волшебник. Я только учусь, - застенчиво признается влюбленный
паж-мальчик, - но ради тех, кого люблю, способен на настоящие чудеса".
И мы неожиданно понимаем, что такое волшебство живет и в нас.
И заканчивается сказка напутствующими словами доброго Короля,
предупреждающего зрителя, что в жизни ".. .никакие "связи" не помогут
сделать ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым".
Мы услышим эти слова, произнесенные голосом человека, создавшего
за свою долгую сценическую жизнь поистине сказочное множество образов
и характеров. И всю эту жизнь борющегося как раз за то, за что воюют
рыцари и принцы, храбрые солдаты и добрые волшебники в пьесах
Евгения Шварца. Это голос замечательного мастера смеха - народного
артиста СССР Аркадия Исааковича Райкина, как бы ведущего весь
радиоспектакль по пьесе "Золушка" (он исполняет роль Короля),
"сбивающегося с ног", чтобы радовать людей; "повеселить, приятно
удивить - что может быть величественнее?" Его Король в короне набекрень,
стремглав несущийся но дорого в ненапряженной карсте, чтобы все успеть,
за всем наблюдать лично, устраивает в своем сказочном дворце сказочный
праздник, на который приглашено все сказочное королевство...
Уже гости съезжаются на бал, уже зажжены фейерверки, тщательно
подметены дорожки, во дворце гремит музыка... Надо поспешить!
Пусть и не в сказочной карете, но мы ведь тоже приглашены на праздник...
На праздник, по время которого произойдет столько волшебных событий и
раскроется столько "волшебных чувств, которым никогда, никогда не придет конец!"

М. Бабаева

Скачать сказку Золушка 84Mb