Вторник, 06.12.2016, 17:03
Приветствую Вас, Гость




Женское коварство

Сказывают, жил некогда король, который сверх всякой меры почитал
женщин. Гулял однажды этот король по лесу и увидел, как двое бедняков, муж
да жена, рубили дрова. Захотелось королю узнать поподробнее об их жизни,
повелел он пригласить их во дворец. Когда супруги предстали перед королем,
король приступил к расспросам:
- Ну, верноподданные мои, чем вы промышляете?
- Мы, ваше величество,- отвечал ему бедняк,- рубим дрова, продаем их.
Тем и зарабатываем себе на жизнь.
- А хватает ли вам вырученных денег на пропитание?
- Хватает, ваше величество.
- Пожалуй, даже удается немного сберечь?
- Удается, ваше величество. - И как вы их расходуете?
- Да очень просто, ваше величество. Все сбереженные деньги я делю на
четыре равные части. Одну часть я расходую на то, чтобы обеспечить себе
будущую жизнь, вторую - выплачиваю кредиторам, третью - бросаю на ветер, и
последнюю отдаю врагу.
Когда король спросил, как это понимать, бедняк, отвесив почтительный
поклон, ответил, что может объяснить королю только с глазу на глаз. Король
приказал придворным немедленно удалиться, и, когда они остались вдвоем,
бедняк сказал:
- Ваше величество, верноподданный ваш первую часть тратит на
религиозные обряды. Ведь это и есть забота о будущей жизни.
Вторая часть идет на погашение долгов: помогаю своим родителям, которые
вскормили и вырастили меня.
А так как я питаю слабость к спиртному, то третью часть я, можно
сказать, бросаю на ветер.
Что же касается последней, четвертой части, то ее я отдаю своей жене.
Очень понравились королю ответы бедняка. Он приказал бедняку никому не
рассказывать об их разговоре, иначе, мол, не избежать ему смертной казни. А
дело в том, что король задался целью узнать, сколь умны и проницательны его
верноподданные. Вот и повелел он записать вопросы на грифельной доске и
объявить повсеместно, что тому, кто правильно ответит на эти вопросы, будет
дарован высокий чин. Дни шли за днями, прошел уже целый месяц, но человека,
который справился бы с этой задачей, все еще не находилось.
Проведала как-то об этом жена бедняка и подумала: "Ведь это те самые
вопросы, на которые отвечал королю мой муж. Только ему и известны правильные
ответы. Узнаю их от мужа, и дарует тогда мне король высокое
звание. Стану я жить беззаботно и в достатке, а коли на мужа обрушится
королевский гнев, тоже не беда".
Решила так жена и стала просить мужа, чтобы он поделился с ней своей
тайной. Долго сопротивлялся муж,, памятуя об угрозе короля. Однако сердце не
камень, в конце концов поддался он на уговоры жены да и открыл ей свой
секрет.
Утром следующего дня пришла жена бедняка во дворец и объявила, что
может ответить на все вопросы короля. И, как было обещано, пожаловал ' ей
король высокий чин. А тотчас после ее ухода король вдруг припомнил, где и
когда встречал эту женщину, и тайное подозрение закралось в его душу. Тогда
приказал, он догнать жену бедняка и немедля доставить ее во дворец. Придя к
королю, жена бедняка во всем покаялась, но при этом с укоризной сказала:
- Ваше величество! Видать, вы благоволите к женщинам только на словах.
Если бы это было не так, вы бы не стали задавать четвертый вопрос. Ведь
возможен только один ответ: враг - это женщина.
Некуда было деваться королю. Оставил он за женой бедняка высокий чин,
но из всей этой истории извлек поучительный урок - он понял, что и ответ на
четвертый вопрос верен: ведь жене бедняка было известно, какой ценой
придется платить мужу за ее высокий чин. И, однако, это ее не остановило.

 

Отчего произошел всемирный потоп

Вскоре после сотворения вселенной король натов Ингаунуамаган задумал
украсить мир. Он обзавелся золотой и серебряной чашами и, зачерпывая воду из
большого моря - Макчинтунгу,- выливал ее на землю. И тотчас возникали реки и
речушки, пруды и озера. А когда король натов вылил воду на вершину
высокой-высокой горы, образовались речки Мэйка и Маликха. Текли они, текли
по горным ущельям и, соединившись с рекой Чхингаранга, образовали самую
прекрасную реку на свете - Ирравади. Величественная и любимая дочь моря -
Ирравади - отличается от всех прочих рек. Ее дно и берега устланы золотым
песком, в ее воде резвятся красивые рыбы, ее берега поросли пышными зелеными
деревьями, а в нижнем ее течении даже имеются богатые залежи нефти.
С образованием рек и водоемов появилась необходимость в мостах, и
прежде всего нужен был мост через огромную Ирравади. Когда король натов
начал сооружать первый мост, пришли к нему девять сыновей ду-ха-ната
Лаяуканзо и стали чинить ему всяческие препятствия. Поначалу они сообщили,
будто умерли его младшие братья. Опечалился король натов, однако, ответив,
что братьев могут заменить близкие друзья, продолжал работать. В следующий
раз сыновья злого духа-ната принесли известие, будто у короля натов умерла
единственная сестра. Пуще прежнего приуныл король натов, но работы не
прекратил. Тогда, исполненные злых умыслов, сыновья ната Лаяуканзо солгали,
будто умерла мать короля натов. Однако и это известие не сломило его воли.
Он мужественно ответил, что добрый отец может заменить мать. Но когда
неуемные враги сообщили королю натов о смерти его отца, он ничего не сказал.
Король натов разрушил построенный было мост, бросил все материалы и
инструменты, какие ему были необходимы для сооружения моста, и отправился
домой. Сначала король натов сел на слона, но горные ущелья были столь узки,
что ему пришлось пересесть на лошадь. Однако под тяжестью короля натов
лошадь пала, и король натов Ингаунуамаган вынужден был добираться до дворца
пешком. С тех пор в Качинских горах можно встретить следы его тяжелых шагов,
а на месте, где король натов разрушил мост, возникли водопады, которые
называют Кхарун. Придя домой, Ингаунуамаган узнал, что девять сыновей
духа-ната Лаяуканзо зло над ним посмеялись, и сказал им так:
- Вы - гнусные лгуны и обманщики, и я решил вас наказать за это. Я
напущу на вас девятидневный дождь.
- А нам это нипочем,- возразили девять братьев.- -Нам не страшен не
только девятидневный, но и девятилетний дождь. Мы всегда найдем прибежище у
огня ГУслышав подобные речи, король натов рассердился пуще прежнего и
устроил на земле бесконечный ливень- всемирный потоп. Вода затопила всю
землю, оставив в живых лишь двоих людей: Паупоннанчаунга и его сестру
Чанкхоу,

 

Жены короля натов

Вскоре после сотворения мира король натов Ингаунуамаган построил на
вершине самой высокой горы крайнего севера Мащайнщингарабун великолепный
дворец и, поселившись там, стал тщательно следить за порядком на земле.
Много-много лет жил он тихо, одиноко, но внезапно им овладела такая
безысходная тоска, что он решил немедля жениться.
Однажды Ингаунуамаган из окна своего дворца любовался прекрасными
видами Бирмы и, взглянув на реку Ирравади, обнаружил в ее водах нечто
ослепительно сверкающее. Однако разглядеть, что это такое, король не смог и,
обуреваемый любопытством, направил туда орла. Орел мгновенно бросился
выполнять приказание своего повелителя, а возвратившись, доложил, что
сверкающий в водах реки Ирравади предмет - не что иное, как красивая и
резвая крокодилица Паран. Король натов повелел незамедлительно доставить ее
во дворец.
Когда высочайшее повеление было исполнено, обнаружилось, что
крокодилица Паран источает страшное зловоние. Запах был столь
отвратительным, что находиться рядом с Паран было невозможно. Служители
доложили об этом королю натов, однако тот, нисколько не смутившись, сказал:
"Пустите крокодилицу побродить по траве коунбан, а после приведите ко мне".
Трава коунбан действительно оказалась чудодейственной, и теперь вокруг
крокодилицы Паран распространялось такое благоухание, что она тотчас же была
удостоена чести называться женой Ингаунуамагана.
С той поры и по сей день у качинов существует обычай - прежде чем
привести невесту в новый дом, поводить ее по траве коунбан.
К великому сожалению короля натов, королева Паран недолго скрашивала
его одиночество. Вскоре она умерла, не оставив после себя потомства, а ее
отлетевший дух нашел себе приют в Китае, и поэтому говорят, будто у
китайских женщин ножки маленькие, словно у крокодилицы Паран.
Велика была печаль короля натов Ингаунуамагана после смерти жены.
Однако, подобно многим безутешным вдовцам, потеряв одну-единственную и
незаменимую, он стал судорожно искать другую. А так как у родителей Паран
было несколько дочерей, то вскоре король натов попросил руки младшей сестры
Паран - красавицы Щанги. Однако сватовство короля натов было не по сердцу
родным Щанги. Их не оставляло предчувствие, что женам короля натов
предначертана печальная судьба. Тем не.менее прямо отказать ему они не
посмели. Но Щанга сама решила действовать. Улучив момент, она покинула
родной дом и стала бродить по свету. Места, где она проходила, зарастали
маленькими деревцами тенгебин. Последние годы жизни Щанга провела в Бирме -
вот почему там так много густых за-; рослей.
Потерпев неудачу с Щангой, Ингаунуамаган женился на ее сестре по имени
Ингунри, что означает "нитка". Но Ингунри последовала примеру своей второй
сестры и укрылась от нелюбимого мужа в Шанской стране. С той поры основным
промыслом Шанского государства стало прядение.
Одну за другой брал себе в жены сестер Паран король натов, однако все
они, словно сговорившись, покидали его.
Сестра, которую звали Схагаунсхинри, что означает "волосы", нашла
прибежище в Китае, и благодаря этому у китайцев длинные и красивые волосы.
Третью сестру, по имени Дунпунгарин, что озпа'-чает "флейта", судьба
занесла в Индию, которая стала родиной множества музыкальных инструментов.
Сестра Соту - "сало" - побывала в разных странах, но тоже закончила
свою жизнь в Китае, и с тех пор любимой едой китайцев стала свинина.
Пятая сестра - Чунмади, что по-качински значит "соль", вдоволь
поскитавшись по Китаю, забрела в далекую Европу и, почив там, сделала Европу
обладательницей богатых соляных залежей.
И, наконец, самая младшая и последняя сестра - Катасинуамага - умерла в
самом центре земли и, раздарив свою душу по частичкам всем людям, сделала их
сродни друг другу. И благодаря этому люди должны жить словно близкие друзья
или хотя бы как добрые соседи.

 

Как образовался мир

Когда-то давным-давно существовала лишь бесконечная пустота. Однако
мало-помалу возникли мужское начало :- Уаунуаунтэди и женское начало -
Нин-панмазан. Под влиянием силы взаимного притяжения они стали сближаться и,
слившись, наконец породили короля натов, или, как говорят по-качински,-
Ингаунуамагана.
Существует поверье, будто еще до рождения Ингаунуамагана .властвовали
во вселенной другие великие
короли натов. Однако их не занимали проблемы сотворения и устройства
мира, и, по всеобщему признанию, заслуга эта принадлежит исключительно
Ингаунуама-гану.
К числу прочих творений Ингаунуамагана относятся и его три брата -
Модалан, Модолангуе и Нинюлаь. Стоило только им появиться на свет, как все
четыре брата, включая короля натов, принялись за сотворение земли, неба,
звезд, луны и прочих планет. Однако главным среди них был король натов -
Ингаунуамаган. Поэтому не удивительно, что именно он создал сначала
человека, а вслед за этим все живое на земле: мир животных и мир растений.
Для того чтобы это многообразное хозяйство содержать в порядке,
Ингаунуамаган призвал на свет еще и дракона-нага и, опоясав им землю,
уполномочил его порядок поддерживать. С тех пор дракон, именуемый
по-качински Паданлапу, постоянно находится на своем посту. Тут он и спит и
бодрствует, а стоит ему потянуться во сне или повернуться на бок, как земля
тотчас начинает колебаться, и качины называют это землетрясением.
Чтобы небо не упало на землю, Ингаунуамаган подпер его четырьмя
столбами да, помимо этого, самый толстый столб поставил в центре. Правда, он
не совсем точно рассчитал высоту центрального столба, и он оказался намного
выше остальных четырех. Отпилил Ингаунуамаган сначала верхушку его, и из
этой верхушка произошли все многочисленные обитатели неба. Отрезал затем
нижнюю часть столба, и из нее произошло все живущее в воде. И когда
центральный столб соединил небо и землю, он начал обрастать ветвями и
превратился в волшебное дерево Сотпунну или по-бирмански - падейта, которое
стало источником благоденствия людей.