Четверг, 08.12.2016, 14:57
Приветствую Вас, Гость




Судьба. Ум. Трудолюбие

Позвал к себе однажды некий король мудрейшего из мудрецов и говорит:
- Скажи, пожалуйста, почтеннейший,- какова, по-твоему, роль судьбы, ума
и трудолюбия в жизни человека?
Король неспроста задал мудрецу этот вопрос. Дело в том, что сам король
был убежден, будто и преуспеяние и неудачи находятся в зависимости от
судьбы, ума и трудолюбия, однако он не знал, что тут самое главное. Долго
мучился король сомнениями, да так и не мог ни на чем остановиться. И тогда
решил он собрать большую ассамблею и выслушать суждения всех ученых мужей
своего королевства..
Сказано - сделано.
Однако мнения, высказанные мудрецами на ассамблее, были разноречивы.
Один считал, что в жизни человека главным является судьба. Судьба
делает его то ли счастливым, то ли несчастным, то ли богатым, то ли бедным,
то ли удачливым, то ли неудачливым.
Другой мудрец уверял, будто главную роль в жизни человека играет ум.
"Даже если судьба благоволит к человеку,- сказал он,- глупец никогда не
сумеет занять высокого положения. Один только ум способен принести успех.
Ум - превыше всего!"Третий ученый утверждал, что нет на свете людей
удачливых, а есть люди трудолюбивые, и только упорный труд способен принести
человеку желаемые блага.
Все три мудреца говорили долго и обстоятельно, но ни один из них так и
не сумел доказать свою правоту и убедить короля в правильности его суждений.
Король же по-прежнему мучился сомнениями и в конце концов решил
прибегнуть к хитрости.
Он приказал своим слугам вырыть у подножия горы пещеру, а посреди
пещеры неглубокий колодец. На дне того колодца слуги положили огромный
початок кукурузы, политый медом, а затем засыпали колодец землей, будто его
и вовсе не бывало. В ту пещеру король приказал заточить выступавших на
ассамблее ученых, снабдив их лишь свечами и горшком с водой. Ученые
пребывали в недоумении: что побудило короля поступить с ними подобным
образом? Однако же, пока суд да дело, пытались найти способ выбраться из
неволи.
Ученый, который верил в судьбу, решил на судьбу и положиться и улегся
спать. Ученый, отдававший предпочтение трудолюбию, стал осматривать и
ощупывать стены пещеры, рассчитывая, что усердие принесет ему избавление. А
третий, считавший, что в основе успеха всегда лежит ум, уселся на камень и
принялся рассуждать: коли есть в пещеру вход, то есть и выход, и он
непременно отыщется.
Однако шли за днями дни, силы ученых таяли, а дело все не двигалось.
Каждый из них продолжал действовать по-своему. Но все они были так поглощены
сами собою, что не беседовали друг с другом. Внезапно вни-' мание ученого,
сидевшего в раздумье на камне, при-вклекли муравьи. Они шастали взад-вперед
по земле и в конце концов, забравшись под камень, на котором он сидел,
больше не появлялись. Поразмыслил ученый и решил, что под камнем земля,
видимо, более рыхлая. Тогда он позвал ученого, возлагавшего надежды на
трудолюбие, и поведал ему о своих догадках, а в заключение сказал:
- Я думаю, копать нужно здесь. Это и есть выход из заточения.
Тот согласился со своим собратом по несчастью и, отодвинув камень, стал
копать. А поскольку земля в этом месте была рыхлая, то он очень быстро
добрался до дна колодца и нашел кукурузный початок. Ученый, верящий в силу
ума, и ученый, полагающийся только на трудолюбие, принялись с жадностью
уплетать початок, а третьего своего товарища, приверженца судьбы, угостили
лишь тогда, когда вдоволь насытились. Обрадовался тот, что и на сей раз
судьба его не подвела, впился зубами в початок да чуть их не сломал: в
початке был спрятан огромный рубин. Он утаил от товарищей свою находку и
сунул камень в карман.
И тотчас же дверь пещеры отворилась, вошди слуги короля и предложили
мудрецам следовать за ними во дворец. Король радушно встретил трех мудрецов
и стал их подробно расспрашивать обо всем, что с ними приключилось. Те
обстоятельно отвечали на вопросы короля, но ничего не сказали о рубине.
- Теперь я вижу, что вера в разум и трудолюбие действительно помогла
вам выбраться из беды. Но кто из вас нашел рубин?
- Я,- ответил приверженец судьбы. И он вынул из кармана рубин и положил
его перед королем.
- А как тебе удалось его найти? - спросил король.
И ученый сказал:
- Никакие временные неудачи не способны повергнуть меня в уныние.
Оказавшись в бедственном положении, я целиком и полностью доверился судьбе.
Два мои товарища нашли початок кукурузы и из жалости покормили и меня. Но
судьба воздала мне за то, что я ел последним, и послала в награду этот
прекрасный рубин.
Тогда выступил мудрейший из мудрецов.
- То, что с вами произошло,- сказал он, обращаясь к мудрецам,- лишний
раз подтверждает, что ни судьба, ни ум, ни трудолюбие порознь не могут
играть решающую роль в жизни человека. Чего бы достиг каждый из вас,
находись он в пещере один? Ничего! Ум без
труда и везения, труд без ума и везения, судьба без ума и трудолюбия -
ничто! Не судьба подарила рубин тому, в чьих руках он находится. Этот рубин
попал к нему благодаря уму и трудолюбию! И если бы два сытых товарища не
проявили сочувствия к голодному, к тому, кто сидел сложа руки и ждал судьбу,
разве был бы сейчас в его руках этот рубин? Ни ум, ни трудолюбие, ни судьба
не являются залогом благополучия. Основу жизни составляет любовь к ближнему!
Король пришел в восторг от таких речей мудрейшего из мудрецов, одарил
его всевозможными дарами, а трех его товарищей повысил в должности. Тут он
понял, сколь бессмысленны были одолевавшие его сомнения, и постиг, что
только та страна, владыка которой руководствуется любовью к своим подданным,
может стать процветающей и счастливой!

 

Житейская мудрость

Позвал однажды отец сына посмотреть, как созревает рис, и, когда
проходили они по полю, сын вдруг заметил, что одни колосья склонились до
самой земли, другие же стоят прямо.
- Отец,- обратился к отцу сын.- Наверно, вот эти колосья стоят прямо
потому, что они крепкие да сильные. А вот те, согбенные и немощные, выражают
им свое почтение поклоном.
Сорвал отец оба колоска да говорит:
- Взгляни, сын мой! Этот с виду слабый колосок в действительности уже
созрел, и только он пригоден для дела. А вот этот - просто гордец! Он еще
зелен и беспомощен. Именно так бывает и в жизни. Люди некультурные и
необразованные всячески стремятся возвысить себя в глазах других, а люди
мудрые и трудолюбивые сродни этим согбенным колоскам - они живут тихо и
достойно, не кичатся своими заслугами, хотя именно они приносят пользу
другим, И за их скромность все относятся к ним с любовью и уважением.
Так на примере рисовых колосьев учил отец сына житейской мудрости.

 

Воробей и Воробьиха

Когда-то давным-давно жила на свете дружная супружеская пара - Воробей
и Воробьиха. Когда пришло Воробьихе время класть яйца, позвала она мужа и
говорит:
- Дорогой супруг, меня терзает неодолимое желание поклевать спелых
рисовых зерен с того самого поля, которое находится высоко в горах.
Всполошился Воробей:
- Что ты задумала, жена! В тех краях у меня много врагов, так что мне
появляться там опасно.
Нахохлилась Воробьиха:
- Нехороший. Ты говоришь так потому, что совсем не любишь меня. Если ты
тотчас же не исполнишь мою просьбу, я умру.
- Не огорчайся, дорогая! - успокоил ее Воробей.- Я немедля полечу в
горы и принесу тебе то, о чем ты просишь.
Клюнул он Воробьиху в щеку и стрелой взмыл в небо. Прилетев на поле, он
собрал самые сочные колосья и полетел обратно. Но рисовые колосья были очень
тяжелы, и Воробей, притомившись, сел на железное дерево отдохнуть. Тут на
него набросился сокол и съел.
Ждет-пождет Воробьиха мужа, а его все нет да нет. И решила она тогда,
что муж-Воробей ее покинул, да с горя и умерла. А когда прошел положенный
срок, снова явились Воробей и Воробьиха в сей бренный мир, только теперь уже
в обличье Оленя и Оленихи. И снова зажили супруги в лесу.
Однажды Олениха позвала мужа и говорит;- Дорогой супруг, жду я ребенка.
Мне очень хочется полакомиться молодыми побегами натового дерева, которое
растет недалеко от деревни. Не сходишь ли ты за ними?
- Что ты придумала, жена! Разве в лесу мало деревьев? Проси любых
побегов, и твое желание тотчас же будет выполнено. Только не посылай меня в
те края, там мне появляться опасно.
- О дорогой супруг, ты совсем меня не жалеешь,- захныкала Олениха.-
Если я в моем положении не полакомлюсь побегами натового дерева, то умру
тотчас же, а со мною умрут и твои будущие дети.
- Ничего не поделаешь. Пришлось Оленю согласиться.- Так и быть,- сказал
он.- Пусть будет по-твоему.
И он отправился к натовому дереву, что росло неподалеку от деревни.
Олень уже почти достиг цели, когда ему повстречался охотник.- Завидев
молодого стройного Оленя, охотник вскинул лук и послал стрелу прямо в него.
А Олениха тем временем поджидала супруга в условленном месте. Долго
ждала она, но так и не дождалась. Подумала она, что Олень ее покинул, и
тотчас же умерла от горя.
А когда прошел положенный срок, Олень и Олениха снова явились в сей
бренный мир, но теперь уже в облике Дикого Кабана и Кабанихи. Счастливо жили
они в лесу, и наконец подоспело Кабанихе время стать матерью. И тогда
обратилась она к Кабану с такими словами:
- Дорогой супруг, я вскоре должна родить. Надеюсь, ты не откажешь мне в
одной небольшой услуге. Я бы с удовольствием поела свежих побегов бамбука.
Поищи их, пожалуйста.
- Хорошо,- согласился Кабан,- только ты никуда не отлучайся, жди меня
на этом месте, я скоро вернусь.
Не успел Кабан углубиться в чащу леса, глядь - а навстречу ему идет
охотник. Тот вскинул ружье, выстрелил, и Кабан упал замертво. Кабаниха тем
Временем все ждала и ждала своего супруга, а когда ждать устала, решила, что
муж-Кабан ее покинул, и с горя умерла.
Прошел положенный срок, и опять вернулись супруги в сей бренный мир,
только теперь Кабаниха была дочерью богатого горожанина, а Кабан - сыном
деревенского бедняка.
Когда подоспело время дочери богача выходить замуж, она не только не
думала о выборе благоприятного для свадьбы дня, но наотрез отказывалась от
знакомства с мужчинами. Она была убеждена в том, что в прежних рождениях
мужья ее были ей неверны, и в нынешней жизни она чахла от тоски и все свое
время проводила в монастыре, попечителем которого состоял ее отец.
А тем временем сын бедняка тихо и скромно жил со своей одинокой
матерью-охотницей. Он был усердным и трудолюбивым, не чурался никакой
работы. И поскольку считался он юношей умным, то смолоду понял, что
образование облегчит ему жизнь, и в один прекрасный день решил пойти
учиться. Мать не сразу дала согласие отпустить сына. Трудно было ей
расстаться с единственным своим чадом. Однако время взяло свое, и отправился
юноша в город. Старательно обучался он всевозможным наукам у лучших
учителей, приобрел большие знания, и в конце концов привела его судьба в тот
самый монастырь Великого Аскета, попечителем которого был отец девушки,
самый ученый и самый богатый в тех местах человек. Когда-то в молодости в
этом монастыре богач и завершил свое образование.
Постигнув в совершенстве наук^градостроения, неподалеку от монастыря
сын бедняка возвел за одну ночь великолепный дом. На внутренних стенах этого
дома он нарисовал картины из своих прежних жизней: как он был Воробьем,
потом Оленем и, наконец, Кабаном и какие беды преследовали его во всех
перерождениях. Изобразил он и свою многотрудную человеческую жизнь, все
многочисленные заботы и невзгоды, которые всегда сопутствуют бедняку.
Доступным одному ему способом он рассказал, что охотно от-правился бы на
поиски своих жен, да помехой тому его бедность.
На следующее утро богач вместе со своей дочерью, как обычно, отправился
в монастырь Великого Аскета, и увидела дочь богача дом, подивилась тому, как
быстро он выстроен, и захотела немедля его осмотреть. Вошла вовнутрь,
глянула на стены и увидела рисунки, изображающие ее прежнюю жизнь. И она
пожелала тотчас увидеть художника.
Удивился отец:
- Что случилось с моей дочерью? Почему вдруг ей захотелось увидеть
художника, который расписал стены дома?
Богач почтительно поклонился Великому Аскету и спросил:
- Кто построил этот чудесный дом?
- Мой любимый ученик,- ответил аскет,- он же и расписал эти стены. Он
беден, но прилежен, и из него получится настоящий ученый.
- Я желаю видеть этого человека! - воскликнула дочь богача.
Великий Аскет велел тотчас позвать своего ученика.
Когда сын бедняка явился, дочь богача, указывая ка рисунки, сказала: .
.
- В этих рисунках - все правда. Я донимала мужей своих капризами и
невольно становилась причиной их преждевременной гибели. Я не знала, куда
они изчез-ли, и сама умирала от тоски по ним. Только сейчас я поняла, как
жестоко я с ними обходилась. Жена, которую ты ищешь,- это я!
Дочь богача попросила прощения у своего нареченного, а ее отец, получив
благословение Великого Аскета, отдал ее в жены художнику. Они взяли к себе в
дом мать-охотницу и прожили все вместе в счастье и благополучии до самой
глубокой старости.

 

Завещание отца

В далекие, далекие времена жил да был богач, и было у него два сына.
Занемог вдруг богач. Позвал перед смертью он своих сыновей, разделил между
ними имущество и напоследок сказал:
- Милые мои сыновья! Ешьте всегда только вкусную пищу. Никогда не ешьте
того, что невкусно!
Сказав так, отец испустил дух. Младший сын, следуя завету отца, ел
всегда только самые изысканные блюда и очень скоро промотал все свое
состояние.
Однажды он прослышал, что старший брат его женился, и решил отправиться
к нему в гости.
- Брат мой,- обратился младший к старшему, когда увидел, что тот живет
в покое и достатке,- помнишь ли ты завет отца? Я неизменно следовал ему, ел
только вкусную пищу и, видишь, совсем обеднел. Почему же тебе удается
благоденствовать?
Отвечал ему старший брат:
- Я свято чту завет отца и ем только то, что вкусно, поэтому-то я и
становлюсь день ото дня богаче.
- Чем же ты питаешься? - поинтересовался младший брат.
- После узнаешь,- ответил старший.- Ведь сегодня мы будем обедать
вместе.
И братья отправились в поле.
- Давай сначала хорошо поработаем, а потом вкусно поедим,- предложил
старший брат.
Младший брат усердно трудился наравне со старшим. Наступил полдень. И
тогда он обратился к старшему:
- Брат мой! Не сделать ли нам перерыв, я что-то очень проголодался.
- Хорошо,- согласился тот.- Раз ты устал да захотел есть,- самое время
прервать работу!
Вернулись братья домой и принялись за еду. Отведал младший рис и нгапи
с приправами, а старший и спрашивает:
- Ну как, вкусно?
- Очень,- отвечает младший,- очень вкусно.
- Брат мой! Ты неправильно понял завещание отца. Есть вкусно вовсе не
значит есть вкусные вещи. Отец хотел сказать, что надо есть только тогда,
когда как следует проголодаешься. А хорошенько проголодаться можно, только
поработав не за страх, а за совесть. Тогда любая еда покажется вкусной. Тут
дело нехитрое, да умное: и работе польза, и деньги в сохранности будут, коли
станешь есть не разносолы, а простую пищу.
Тогда-то и постиг младший брат мудрость отцова завещания.