Понедельник, 05.12.2016, 05:27
Приветствую Вас, Гость





Рамаяна



Спектакль по древнеиндийскому эпосу
Музыка С.Балисаняна

Ведущий, поэт – В.Полупариев
Рама, юный правитель Кошалы – Г.Печников
Лакшаман, брат Рамы – Ю.Лученко
Сита, жена Рамы – М.Куприянова
Раван, повелитель ракшасов (демонов) – И.Воронов
Дашаратха, старый правитель Кошалы, отец Рамы – Б.Чукаев
Жёны Дашаратхи:
Каушалья – Г.Степанова
Сумитра – М.Лукашевич
Кайкейи – В.Меньковская
Сыновья Дашаратхи, младшие братья Рамы:
Бхарата – Н.Каширин
Шатругна – А.Бордуков
Васиштха, советник Дашаратхи – Ю.Карпов
Мантхара, служанка Кайкейи – Н.Терновская
Джанака, правитель Митхилы – О.Михайлов
Юный жених – А.Хотченков
Сильный жених – Н.Власов
Высокий жених – В.Кисленко
Толстый жених – А.Юпатов
Глашатай – Г.Молодцов
Кумбхакарна, брат Равана – В.Калмыкаов
Шурпанакха, сестра Равана – Н.Терновская
Джатаю, царь ястребов – В.Кисленко
Сугрива, царь обезьян – А.Щукин
Хануман, советник Сугривы – М.Андорсов
Первая обезьяна – А.Комиссаров
Вторая обезьяна – Н.Каширин
Третья обезьяна – М.Лукашевич
Четвёртая обезьяна – Г.Молодцов
Ракшасы, обезьяны, слуги – артисты Центрального детского театра

Постановка В.Колесаева. Режиссер Г.Печников. Оркестр ГАБТа СССР. Дирижер М.Эрмлер
Звукорежиссер М.Пахтер. Редактор М.Бутырская. Художник Б.Белов

В далёкой Индии две, а может быть, и три тысячи лет тому назад
была сложена песня о Раме, о герое, который был беззаветно предан
своему долгу – долгу перед родным народом, перед страной, перед
своими родными и близкими, - долгу перед человечеством. Борьбе
за правду и справедливость, борьбе против зла и насилия он
посвятил всю свою жизнь. Не было в мире силы, которая могла бы
вынудить его отказаться от своих светлых идеалов, от своих высоких целей.
Рама твёрдо и неизменно верил в то, что добро обязательно
восторжествует над злом, что правда победит неправду.
Эта вера давала ему силу выстоять и на трудных путях испытаний,
ниспосланных судьбой, и в тяжелейших битвах…
Автор самой древней, первой песни о Раме никому не известен.
Эту песню сложил народ, выразив в ней свою мечту о таком идеальном,
непобедимом, самоотверженном герое. И, наверное, была она сначала небольшой,
эта песня, и исполняли её странствующие певцы-сказители, бродя
по стране из города в город, из деревни в деревню. Вполне вероятно,
что Рама – герой не выдуманный. Видимо, жил в древней Индии юный царевич,
снискавший себе славу бесстрашного воина и несгибаемого борца за честь и справедливость.
Народ не забыл его, и с каждым новым веком прибавлялись к первой песне о
нём всё новые и новые сказания, отражавшие в себе всё лучшее, что порождает
народная фантазия, всё самое ценное, чем она может украсить образ любимого героя.
И постепенно сложилась большая поэма, носящая название "Рамаяна".
Она вошла в золотой фонд мировой литературы и заслуженно считается
выдающимся памятником древнеиндийского эпоса.
В Индии многие считают, что её создал один автор –
поэт по имени Вальмики, но трудно поверить в то, что этот огромный эпос,
содержащий 48 тысяч стихотворных строк, был написан одним человеком.
У этой поэмы коллективный автор, а имя его – народ Индии.
Это подтверждается ещё и тем, что с течением времени появлялись
всё новые и новые "Рамяны", порождаемые в каждом уголке страны,
вырастающие, словно волшебные неувядающие цветы, на неиссякаемо
плодородной почве творческого гения индийского народа.
На всех языках Индии существуют свои варианты этой великой поэмы,
иногда очень близкие, а иногда даже мало похожие один на другой.
Но любовь индийцев к этому эпосу неизменна – почти в каждой семье
первой легендой, первой сказкой, которую слышат дети, является
"Рамаяна", почти в каждой семье кто-нибудь носит имя одного
из героев этой поэмы, и по всей стране молодое поколение
воспитывается на примере поступков, поведения и образа мыслей этих героев.
Народное творчество – это сказочная страна, не знающая границ
и горизонтов, это океан, не имеющий дна. В многонациональной,
многоплеменной Индии народное творчество особенно богато и разнообразно.
И нет такой его отрасли, в которой не нашла бы своего отражения "Рамаяна".
Скульпторы, не оставившие потомкам своих имен, век за веком
украшали храмы пластичными и выразительными изваяниями и рельефами,
изображавшими персонажей поэмы и различные эпизоды из неё.
Деревенские и городские мастера художественного ремесла наносили
изображения героев поэмы не только на керамические сосуды или
предметы из металла, дерева и слоновой кости, но и на ткани и тканые изделия.
Наиболее же глубокий и неизгладимый след оставила "Рамаяна" в народном театре и танце.
В этой стране существуют самые разные формы народного театра:
театр масок, театр теней, кукольный театр, театр певцов и
сказителей и театр танцоров. В течение веков складывались
те изобразительные приёмы, те способы игры, которые характерны
не только для каждого из этих видов театра, но и для каждой
группы актёров, живущих и выступающих в той или иной области Индии.
Чаще всего эти группы являлись небольшими коллективами, передающими
своё искусство от одного поколения к другому. Эти коллективы актёров,
вместе с певцами и музыкантами, не только в прежние времена,
но и в наше время, странствуют, выступая на ярмарках и праздниках
в сёлах и городах.
Сцены из "Рамаяны" до сих пор постоянно служат сюжетами их представлений.
А в октябре месяце, когда по всей Индии рекой разливается десятидневный
праздник, называемый Дасера, праздник, посвящённый воспеванию
победы добра над злом, "Рамаяну" играют уже не только отдельными сценами, а всю целиком.
Десять дней – а точнее сказать, десять вечеров и ночей, -
и профессиональные, и народные актёры, и любители: школьники,
студенты, рабочие, крестьяне, служащие, - все играют этот
эпос от начала до конца. Для этого заранее собирают средства,
готовят костюмы и декорации, воздвигают самодельные сцены
или хотя бы помосты на площадях, на улицах, во дворах, -
где угодно, - и приходят семьями, принося с собой даже
грудных детей, садятся на землю вокруг и смотрят-смотрят,
с жадностью впитывая каждое слово, каждое движение исполнителей.
О чём же повествует этот великий эпос и почему его называют вечным?
Потому что в нём в ясной и доступной форме выражен вечный
идеал человечества – незыблемая вера в то, что свет и добро
обязательно победят мрак и зло. Борьба тёмных сил со светлыми,
борьба коварства и неправды со справедливостью и правдой всегда
и неизменно завершается победой добра, чистоты, справедливости, любви к людям.
…На севере Индии в древности, говорится в "Рамаяне", было
богатое и цветущее царство Кошала. Его правитель, мудрый и
справедливый царь Дашаратха, имел трёх достойных супруг,
которые подарили ему четырёх сыновей. Все царевичи отличались
мужеством и благородством, но всё же больше всех царь любил
старшего из них, Раму, сына своей первой жены, царицы Каушальи.
Раму любили всё – и две другие царицы, Сумира и Кайкейи,
и три его брата, Лакшман, Бхарата и Шатругна.
С самого раннего детства Рама больше всего дружил с Лакшманом.
Они были неразлучны и в играх, и в воинских занятиях и состязаниях.
Когда они стали юношами, они вместе уходили в леса,
чтобы сражаться с демонами-ракшасами. Ракшасы, всегда исполненные
ярости и коварства, не упускали ни малейшей возможности
причинить людям зло, посеять среди них раздоры и войны,
помешать им жить в мире и согласии. Владыка ракшасов,
коварный и заносчивый Раван, верил, что только зло всесильно,
и смеялся над своими подданными, что они не могут
победить двух отважных царевичей.
Шли годы. Рама завоевал в честном состязании женихов руку
и сердце царевны Ситы, прославившейся на весь мир своими
несравненными достоинствами, и привёл юную супругу во дворец своего отца.
Царь Дашаратха состарился и решил, что пришла пора возвести
Раму на престол. Все жители страны с нетерпением
ожидали этого праздничного дня.
Но не дремали силы зла. Раван с помощью завистливой и
недоброй служанки младшей царицы Кайкейи внушил царице
злые мысли о том, что Раму следует изгнать из царства,
а на трон возвести её сына Бхарату.
Всё свершилось, как задумал правитель ракшасов, и Рама
удалился в глухой лес на долгие четырнадцать лет.
Не выдержав даже мысли о разлуке со своим супругом,
ушла с ним вместе и Сита, которую в Индии считают
образцом супружеской любви и преданности. Ушёл также и
Лакшман, не будучи в силах как преданный брат покинуть
Раму в беде.
В дни изгнания Раван похитил Ситу и умчал на волшебной
воздушной колеснице в свою золотую столицу Ланку,
на далёкий остров.
Оба брата пересекли в поисках Ситы леса и горы,
озёра и бурные потоки. С ними заключил союз народ
обезьян, им помогали птицы и звери, - все силы
природы восстали против злобных ракшасов.
В тяжёлой кровопролитной битве Рама одолел силы зла
и убил Равана, освободив из горького плана
свою верную и любящую жену.
Закончились мрачные дни изгнания, и Рама с Ситой
и Лакшманом торжественно возвратились на родину,
где Рама долгие годы справедливо правил своим царством…
В тех вариантах "Рамаяны", которые созданы в Индии,
этот основной сюжет часто излагается и перепевается
со всякими добавлениями, сокращениями и изменениями.
Я же, как автор первой пьесы на тему "Рамаяны",
созданной в западных странах, выбрала лишь те эпизоды,
которые ярче всего утверждают самые высокие и чистые идеалы эпоса.
Н.Гусева


Скачать Рамаяна 202M

Часть 1 Часть 2 Часть 3