Суббота, 03.12.2016, 14:33
Приветствую Вас, Гость




Открытие лагерной смены «Фестиваль Содружества»

Пояснительная записка

Главная цель деятельности детских оздоровительно-образовательных лагерей – это организация социально и личностно-значимого досуга детей и подростков. В данном случае досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков выполняет следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их кругозора, способностей интересов, свободное общение со сверстниками и другими людьми.
Досуг, наполненный яркими впечатлениями и переживаниями, насыщенный положительными эмоциями, способствует сохранению и укреплению жизнеутверждающего настроения. Организация массовых национальных праздников, которыми наполнена вторая смена, представляет собой своеобразный педагогический процесс. Его своеобразие заключается в том, что воспитательное влияние на ребенка осуществляется косвенно. Следует отметить, что общее педагогическое влияние праздничных ситуаций ведет к закреплению в чувствах и сознании ребенка общественных ценностей – патриотических, исторических, художественных, и в целом способствует формированию личностного отношения к этим ценностям. Положительные эмоции, рождаемые праздником, расширяют целеполагающую активность ребенка, способствуют зарождению новых потребностей, обнаруживая тенденцию к отдаче информации в самых разных её проявлениях – от усиления межличностных контактов до творчества.
Традиционные народные праздники способствуют воспроизводству и закреплению общественно одобряемых взаимоотношений между человеком и окружающей его социальной и природной средой. Поэтому вторая смена наполнена праздничными мероприятиями, которые выступают в данном случае как особые и необходимые педагогические условия, способствующие реализации намеченной цели и задач.
Взяв за основу естественную любознательность каждого ребенка, мы назвали вторую смену 2006 года «Фестиваль Содружества». Символом смены является карта мира.
Сюжет смены: все участники являются членами международных делегаций. Отряды - это делегации, прибывшие в город «Костроград» из различных частей нашей планеты. Знакомясь со странами и континентами, ребята узнают об их истории, культурных традициях, природных особенностях и достопримечательностях.
Цель воспитательной программы: создание условий интенсивного развития личности на ближайший временный период на основе сделанных в ходе знакомства открытий, достижений, нового представления о своих возможностях и конкретно обозначившихся ориентиров личностного роста.
Задачи программы:
1. воспитание Человека Культуры, способного строить свою жизнь на основе толерантности и принципов уважения к людям других национальностей;
2. ознакомление с обычаями и традициями народов разных стран;
3. формирование активной жизненной позиции ребенка, расширение его социокультурного опыта, кругозора через изучение культуры, этики, истории, традиций различных стран;
4. развитие у детей и подростков интеллектуальных, творческих способностей, основ коммуникативной культуры;
5. максимальное включение детей в соуправление жизнедеятельностью лагеря через создание временной детской организации;
6. пропаганда здорового образа жизни;
7. познакомить детей с культурой и бытом представителей разных национальностей, проживающих в Томске.
Вышеназванные цели и задачи реализуются в следующих содержательных блоках:
- Познавательно - досуговое направление;
- Отрядные и общелагерные мероприятия;
- Трудовая деятельность.
Программа адресована педагогам и детям ДООЛ «Костер», направлена на удовлетворение запросов и решение проблем не только образования и воспитания, но и современного общества. Фундаментальной основой
программы являются нормативно-правовые документы, инструкции, рекомендации в области общего и дополнительного образования.
Основополагающий принцип организации жизни и деятельности в нашем детском оздоровительно-образовательном лагере «Костер» - это воспитание «без принуждения», через увлечение детей и погружение их в мир творчества. Творческое общение способствует рождению бесчисленного множества проектов лагерной жизни. Из опыта работы прошлых лет мы пришли к выводу, что в ходе реализации программы достигаются прогнозируемые результаты, если создаются условия для проявления, реализации и развития самостоятельности ее участников. В систему эффективной реализации педагогической программы входит:
• формирование и обучение педагогического коллектива ДООЛ;
• сохранение и развитие традиций лагеря;
• обеспечение преемственности наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы.
Конечная цель программы – это: организуя разнообразную по форме и содержанию деятельность коллектива, способствовать развитию творческих способностей, гражданского самосознания, формированию положительных качеств и самореализации каждого конкретного ребенка.
Каждый отряд, имея собственную идею и название, в течение смены разрабатывает и реализует ее, а на линейке закрытия сезона презентует полученный совместный результат. Подобная сообщность, совместность массовой досуговой деятельности – всегда результат внутренне обусловленной потребности в этой деятельности. Эта потребность не может возникнуть у человека как привнесенная извне, как следствие одностороннего воздействия со стороны отдельного субъекта. Потребность в массовой досуговой деятельности формируется в процессе образования соответствующих традиций, сложившихся социальных стереотипов поведения и способов реализации свободного времени в конкретном оздоровительно-образовательном лагере.
Программа 2-ой смены традиционно включает в себя:
Организационный период. Погружение в тематику смены, знакомство, адаптация. Формы работы – традиционные.
Основной период. Знакомство с разными странами, их культурными, региональными особенностями, хозяйственно-бытовым укладом жизни, играми, языком, обычаями, традициями и т. д. Проведение национальных праздников и торжеств.
Заключительный период состоит из трех дней. Особенностью этого периода является подготовка к заключительному гала-концерту, подведение итогов смотра конкурса отрядных уголков, выставки детских работ, подведение рейтинга отряда и творческих достижений каждого ребенка.
Промежуточные этапы включают различные средства реализации, повышающие эффективность и успешность программы: проведение мероприятий разных форм; работа по блокам и направлениям; педагогические, воспитательные, образовательные технологии; представления, конкурсы, кругосветки, спортивные соревнования и игры, традиционные дела лагеря, проводится межлагерная спартакиада. Все мероприятия осуществляются в соответствии с тематикой смены, работают прикладные кружки, творческие студии и спортивные секции, в которых каждый ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал и самореализоваться.
Общие элементы для всех тематических дней:
1. Утренняя зарядка – под национальную музыку, введение в комплекс национальных элементов (одежда, предметы).
2. Приглашение участников этнических сообществ Томска, выезд на их мероприятия.
3. Передача «руля управления» - проведение тематического общелагерного мероприятия.
4. Кругосветки: Веселое путешествие – традиции стран. Ралли «Париж-Костер», Сигнальные огни – строим самые высокие «символы» стран.
5. Спортивные – «Олимпийские игры», «Играем всем миром» - знакомство с играми разных стран.
6. Танцевальная конкурсная программа «Старт-тинейджер» - под музыку народов разных стран.
Ожидаемые результаты:
• развитие основ толерантности, проявляющихся в уважительном отношении к другим членам коллектива;
• формирование гражданского мировоззрения, чувства патриотизма и уважения к традициям и истории России;
• ознакомление с культурой других стран и континентов;
• расширение кругозора детей;
• освоение и внедрение в практику новых образовательных технологий;
• обобщение результатов деятельности по данному направлению, обмен опытом с другими детскими организациями.
Этапы реализации программы и результаты деятельности обсуждаются на педагогических советах. Однако следует выделить принципы результативной деятельности, к которым мы относим: интеграция разных сторон деятельности; четкость и системность в работе; диалог участников в процессе реализации.
Критерии эффективности программы:
- системность изучения материала;
- научный подход к проблеме, вопросу;
- использование современных технологий, форм, методик воспитательной деятельности;
- нахождение наиболее «короткого» пути (последовательности) качественного изучения материала;
- последовательность изучения материала, получение новых знаний и ключевых компетенций; применение знаний в практической деятельности;
- использование наглядности, видеоматериала;
- посещение музеев, выставок, знакомство с музейными фондами;
Мониторинг включает диагностику успешности проведения совместных общелагерных мероприятий; результативность участия в мероприятиях разного уровня; издание сборников (разработок, сценариев и т. д.); опросные методы, анкетирование учащихся, педагогов и родителей.
Список используемой литературы:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» // Народное образование. – 2001. – № 7.
2. Воспитательная система Заозерной школы № 16. – Томск, 2004.
3. Григоренко Ю.Н., Пушина М.А. Здравствуй, наш лагерь! – М.: Педагогическое общество России, 2003.
4. Организация летнего отдыха детей. – Омск, 2004.
5. Цветкова И.В., Заярская Г.В. Радуга над Экландией. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
6. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2005. – № 2.
Линейка открытия второй лагерной смены лета 2006 г.
Цель: настроить детей на эмоциональный, здоровый отдых.
Ход мероприятия:
Выход отрядов под песню «Дорогою добра». Отряды в элементах национальных костюмов.
Ведущий:
Добрый день, дорогие костровцы!
Мы рады приветствовать Вас на торжественной линейке, посвященной открытию смены! Открытие всегда хорошее настроение, улыбки, радостное ожидание новых встреч, интересных дел и даже чудес. Тем более в «Костре»!
В этом удивительном, прекрасном месте, где все рады друг другу, где все улыбаются и дарят друзьям тепло своей души, делятся счастьем.
1 чтец: Мы все живем в огромном мире,
И каждый шаг для нас – событие!
И каждый день, что мы встречаем,
Пусть дарит новые открытия!
2 чтец: Двери в мир творчества шире открой,
Мир увлечений манит за собой
И знаний мир целый открыт для тебя
Время открытий пришло к нам, друзья!
1 чтец: Открывать можно друзей и неизведанные места, узнавать новое о хорошо известном, открывать можно событие, открывать можно себя. И помогут нам в этом наши вожатые. (Выступление вожатского отряда).
Ведущий 1: Сегодня мы зажигаем огонь от маленьких отрядных костерков, которые станут началом нашего «Фестиваля содружества». Пусть этот огонь горит в наших сердцах и поможет нам провести самый удивительный, самый счастливый фестиваль в этой смене. (Представители от отрядов несут зажженные свечи в общий факел).
Ведущий 2: Впереди - целая смена. И хотелось бы, чтобы это время для нас прошло не зря, чтобы мы с вами не просто жили вместе, но еще и вместе учились делать добрые дела, постигали тайны, которых в нас самих и вокруг нас великое множество.
Мы попробуем прожить это время так, как нам хотелось бы жить всегда, замечая прекрасное в самом обыденном, удивляясь себе, радуясь другим.
Ведущий 1:
Друг друга ближе мы узнаем
В таком знакомстве дружбы суть.
Итак, мы день наш начинаем,
Как говориться, в добрый путь!
Ведущий 1:
Сегодня в нашем лагере стартует новая смена. И мы рады
приветствовать ее участников – представителей различных
регионов нашей планеты: (перечисление делегаций, представленных на линейке)
Чтец:
В Сибири, у реки Томи
«Костер » свои крылья распростер.
Из разных мест мы съехались сюда,
Чтоб память о себе оставить навсегда.
Чудесных мест, друзья, не перечесть,
Но в сердце каждого свой край любимый!
В нем, словно в зеркале, отражены
Дух, сила, мощь и красота России.
(На слова о России разводка со стягами).
Россия … Ты приходишь в нашу жизнь ласковой ладонью матери, голубым, прозрачным и чистым небом над головой, бесконечным звенящим горизонтом…
Россия… Ты соткана из разных узоров, как ковер искусницы или поле-разнотравье, и каждая малость в твоем узоре чья-то судьба.
Россия… Ты даришь имя и сердце свое сыновьям и дочерям. Лучшие из них рождают себе славу и возвеличивают имя твое заботой о человечном, добром, вечном…
Хороши дети твои, Россия!… Дела их светлы и памятны, ибо сердца и жизни не щадились ими во имя человечности.
Россия!… Ты входишь в мир людей загадочной и величавой, истерзанной войнами, враждой, разноликими испытаниями, как никакая другая земля. Но
всякий раз ты, как птица Феникс, восставала из пепла. В веках твоя судьба – Возрождение!
Ведущий 2:
Я смотрю на луга и горы,
Я любуюсь моей землёй:
Величавым степным простором
И лесной былинной красотой
Где-то у речки - голубоглазки
Слышится музыка соловья...
Для меня ты чудесней сказки,
Россия – родина моя
Ведущий 2:
Для кого-то родина – берёзка.
Для кого-то – степь, очаг родной.
Мне – без разницы. Мне важно ощущенье.
Что я с ней, тогда она со мной.
«Костер» - это часть России,
Он бесконечно дорог ей.
Мы набираем жизни силы
Под флагом родины своей.
Лагерь, внимание! Под государственный флаг Российской Федерации смирно! Государственный флаг Российской Федерации поднять! Равнение на флаг!
Вторая смена лета 2006 считается открытой!
Слово директору лагеря Головиной Елене Валерьевне:
В "Костре " нынче праздник - Фестиваль!
И в нашем лагере звучит веселый смех!
Мы радость искренней и теплой встречи
Готовы разделить на всех.
Эта смена для всех нас будет очень интересной!
А почему? В эту смену пройдет Фестиваль Содружества. Мы с вами станем его участниками. Мы не только узнаем о традициях представленных на фестивале народов, но и отведаем национальные блюда, встретимся с удивительными увлеченными людьми. Я желаю вам хорошего и интересного отдыха в «Костре».
Ведущий: Если будем мы все вместе,
Если будем мы дружить,
То, конечно, интересно
В лагере нам будет жить.
(Общая песня «Ты да я, да мы с тобой»).
Отряды уходят с линейки под песню «Дорогою добра».


Источник:

Томск 2006
© Астраханцева Е.В., 2006
© ДООЛ «Костер», 2006
© Томский государственный университет, 2006