Вторник, 06.12.2016, 17:08
Приветствую Вас, Гость




Музыкальная постановка Чебурашка



Чебурашка - Эдуард Успенский 

Сказка за сказкой.

Инсценировка.

Автор...............................В. Володин
Чебурашка...........................К.Румянова
Крокодил Гена.......................В.Сальников
Старуха Шапокляк, Телефонистка......И.Мазинг
Лев Чандр...........................М.Розовский
Анюта-Жирафа........................Л.Матюшкина
Галя................................М.Ардова
Тобик, Маруся.......................Т.Осмолевская
Продавец, Иван Иванович.............О.Вавилов
Дима, Кладовщик.....................Ю.Лябиков
Режиссер............................М.Розовский
Инструментальный ансамбль п/у В.Шаинского.
Редактор И.Якушенко


Малыши впервые познакомились с симпатичными героями одной из самых популярных и
любимых детских книжек "Крокодил Гена и его друзья" много-много лет назад:
примерно в году 1966-м. Эдуарду Николаевичу Успенскому тогда только-только
исполнилось 27 лет, ом недавно окончил Авиационный институт, получив диплом инженера.
Как же так получилось, что Э.Успенский в течение нескольких лет стал одним из
самых читаемых детских прозаиков и поэтов? Этот вопрос задавали ему, главным образом,
журналисты, когда собирались публиковать очередное интервью или статью.
Для самого Эдуарда Успенского приход в детскую литературу не вызывал никаких сомнений,
хотя, как уже говорилось, он вовсе не "учился на писателя".
Ему было лет четырнадцать-пятнадцать, учился он в восьмом классе и,
по мнению родителей, а также кое-кого из школьных педагогов,
очень нуждался в немедленном "исправлении", как выдумщик и озорник.
И вот, после срочного семейно-школьного собеседования,
Эдика Успенского "назначили" вожатым к малышам- четвероклашкам.
Представьте, "исправление" удалось, да еще как!
Он целыми днями придумывал со своими подопечными всевозможные игры,
отправлялся с ними в небывалые путешествия,
они вместе разыгрывали интересные и смешные истории.
Так с тех пор и повелось. И на даче, и в деревне, и в пионерских лагерях,
куда Успенский ездил по собственной воле в качестве библиотекаря,
и уж потом во время многочисленных встреч со своими маленькими читателями
всегда обнаруживалось удивительное - во всяком случае, многих "серьезных взрослых"
удивлявшее - свойство натуры этого человека.
Совершенно не признавая подлаживания под уровень развития своих маленьких друзей,
он умел весело, умно и необычайно увлекательно рассказывать.
А рассказать ему всегда было что, потому что в его душе,
в его мыслях и складе характера сохранилось много такого,
что свойственно самым юным жителям земли: умение удивляться, радоваться и
желание этим своим удивлением и радостью поделиться с каждым.
Сразу после того как "Крокодил Гена и его друзья" впервые вышли из печати,
появляется еще одна - на этот раз стихотворная - книжка Эдуарда Успенского "Разноцветная семейка.
Ну уж, сказать по правде, и героев отыскал молодой поэт!
"Семейка" осьминогов - причудливых морских животных,
где "была у детишек плохая черта; они, как хотели, меняли цвета"
С первые же книжек появилась у Эдуарда Успенского своя писательская особенность,
своя, как говорят критики, манера, свой творческий язык.
На первых порах специалисты по детской литературе и даже педагоги
приходили порой в недоумение, стараясь в двух словак "обобщить" его творческую манеру.
Ну, в самом деле, как "обобщить" такое:
- Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую
Хочу я рассказать.
Ее а помню с детстве,
А может, и не с детства,
А может, и не помню,
Но буду вспоминать.
И дальше речь идет вообще неизвестно о ком: не то о слоненке,
извлечь урок" из рассказанной с бесконечными поправками и оговорками
"назидательной" истории про заблудившегося слоненка, поросенка,
"а может", крокодильчика! Особенно, если он начисто лишен чувства
юмора и просто-напросто не в состоянии от души расхохотаться, читая
такие смешные и в общем-то ни на что иное, кроме способности это
смешное воспринимать, радоваться ему и наслаждаться им, не претендующие стихи...
Во всяком случае, многомиллионная детская аудитория -
и читатели книг Эдуарда Успенского, и слушатели "Радионяни", и зрители "АБВГДЕйки",
в создании которых автор, давно работающий для радио и телевидения,
принимает самое активное участие, - чувством юмора обладает,
судя по реакции, в абсолютной степени. А не это ли главное для человека,
признающегося: "Мне бывает весело, когда я сочиняю...
Когда есть возможность, я смешу и взрослых. Пусть и родителям будят весело,
когда они станут читать их" (т. е. стихи и сказки) "своим детям".
Смеясь и смеша, Эдуард Успенский, право же, достигает куда большею педагогически-"назидательного"
эффекта чем иные чересчур серьезные поучители.
Перечисляя все, что мог бы сделать полезного и нужного мальчишка-сорванец,
если бы он "был девчонкой", писатель и смеется над своим размечтавшимся героям,
и от души его жалеет: ведь он готов переломить себя, лишь 6ы дождаться от мамы похвалы.
Чтобы сказать о том, до чего смешны детские страхи перед врачами
Успенский действует по принципу "от противного", выбирая в герои симпатичного академика
Иванова, прячет ого в сундук, а потом заставляет вылезти по причине чисто
детского любопытства и любви к лакомствам... О правилах хорошего тона читатели
узнают, как это ни смешно, из описания собачьей школы! Примеров можно привести множество.
И они свидетельствуют, главным образом, об отвращении Успенского к штампам.
Любым - от педагогических до литературных
"Добрая", - сразу хочется сказать о знаменитой книжке "Крокодил Гена и его друзья".
В ней, этой книжке, разобранной на мультфильмы, ставшей буквально настольной,
если ее удается достать, много смешного, есть и грустное, есть приключения обычные и сказочные.
Но доброта - это основной тон повествования. Уж если злобная старушонка
Шапокляк с крысой Лариской на поводке и та в конце концов решила
исправиться (правда, не в первом издании), то что же говорить о природно добром,
очень, так сказать, порядочном резиновом крокодиле Гене и его немногочисленных,
но преданных друзьях - мудром льве по имени Чандр, хорошей девочке Гале, веселом,
дружелюбном Тобике и, главное, о "неизвестном науке звере", носящем странное имя Чебурашка.
Происхождение Чебурашки отнюдь не покрыто тайной неизвестности.
Успенский много раз рассказывал, что так звали дочку друзей его семьи,
что у него самого в детстве был такой смешной и нелепый игрушечный друг
с круглыми, как у филина, глазами, заячьей головой и медвежьим пушистым хвостиком,
которого он так любил, что, будучи взрослым, решил рассказать о нем ребятам.
И все-таки главное - это характер Чебурашки, его желание всем помочь, его грустное детское одиночество...
Самая главная ценность книги, в которой есть и острые приключения, и
неожиданные повороты сюжета, и стремительность событий, - в той чистой радости,
в том чувстве облегчения, в том теплом чувстве сострадания и дружбы,
которое пробуждает в маленьким читателе история злоключений Чебурашки и
благополучного их разрешения. А вот о том, как все это совершается, ребята услышат из спектакля "Чебурвшка"
М. Павлова

© «Мелодия«, 1982
Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1975 г.
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок


Скачать Музыкальная постановка Чебурашка