Воскресенье, 11.12.2016, 05:13
Приветствую Вас, Гость




Дюймовочка




Г. Андерсен
Инсценировка С. Богомазова,
Музыка Э. Грига и Ю. Никольского.

Действующие лица и исполнители:
Дюймовочка - М. Корабельникова
Песенку Дюймовочки исполняет А. Кузьмина
Жаба, Жучиха - З. Нарышкина
Лягушонок, Ласточка, Жучонок - Е. Миллиоти
Жук - Ю. Пузырёв
Мышь - Е. Понсова
Крот - М. Названов
От автора - Н. Литвинов

Вокальный квинтет. Инструментальный ансамбль п/у Г. Каца

Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его
не давало для этого никаких оснований.
Родился он в 1805 году, во время наполеоновских войн,
в старом датском городе Оденсе в семье сапожника...
С раннего детства его память была полна разных
волшебных историй, но они лежали под спудом.
Юноша Андерсен считал себя кем угодно - певцом, танцором,
декламатором, поэтом, сатириком и драматургом, но только не сказочником.
Что толкнуло Андерсена в область сказки?
Сам он говорил, что легче всего писать сказки,
оставаясь наедине с природой, "слушая ее голос",
особенно в то время, когда он отдыхал в лесах Зеландии,
почти всегда окутанных неплотным туманом и дремлющих под слабым мерцанием звезд.
Далекий ропот моря, долетавший в чащу этих лесов, придавал им таинственность.
Но мы также знаем, что многие сказки
Андерсен писал среди зимы, в разгар детских елочных
праздников и придавал им нарядную и простую форму,
свойственную елочным украшениям...
Андерсен считал свою жизнь прекрасной, но, конечно,
лишь в силу своей жизнерадостности.
Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает
верным признаком внутреннего богатства
Таким людям, как Андерсен, нет охоты растрачивать свое время и
силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг
так явственно сверкает поэзия,- и нужно жить только
ею и не пропустить то мгновение, когда весна
прикоснется губами к деревьям. Как бы хорошо никогда
не думать о житейских невзгодах!
Что они стоят по сравнению с этой благодатной, душистой, ослепляющей весной!
Андерсену хотелось так думать и так жить,
но действительность совсем не была милостива к нему.
Было много, слишком много огорчений и обид,
особенно в первые годы в Копенгагене, в годы нищеты и
пренебрежительного покровительства со стороны признанных поэтов, писателей и музыкантов.
Слишком часто, даже в старости,
Андерсену давали понять, что он "бедный родственник"
в датской литературе и что ему - сыну сапожника и
бедняка-следует знать свое место среди господ
советников и профессоров. Андерсен говорил,
что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи.
Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались...
На первый же скудный гонорар от своих книг
Андерсен устремился в путешествие по Европе.
Беспрерывные поездки Андерсена можно с полным
правом назвать путешествиями не только по земле,
но и по своим великим современникам, потому что,
где бы Андерсен ни был, он всегда знакомился со
своими любимыми писателями, поэтами, музыкантами, художниками...
И в этом длительном светлом волнении, в постоянной
смене стран, городов, народов и попутчиков,
в волнах "дорожной поэзии", в удивительных
встречах и не менее удивительных размышлениях прошла вся жизнь Андерсена.
Он писал всюду, где его заставала жажда писать.
Кто сочтет, сколько царапин оставило его торопливое
перо на оловянных чернильницах а гостиницах Рима и
Парижа, Афин и Константинополя, Лондона и Амстердама.
Умер Андерсен в 1875 году.
Несмотря на частые невзгоды, ему выпало на долю
подлинное счастье быть обласканным своим народом...
Он был поэтом бедняков, несмотря на то, что
короли считали за честь пожать его сухощавую руку.
Он был народным певцом. Поэзия насыщает сердце народа,
подобно тому, как мириады капелек влаги насыщают воздух Дании.
Поэтому, говорят, нигде нет таких широких и ярких радуг, как там.
Пусть же эти радуги почаще сверкают, как многоцветные
триумфальные арки, над могилой сказочника Андерсена и
над кустами его любимых белых роз.
К. Паустовский

"Дюймовочка" - одна из самых обаятельных поэтических сказок Андерсена.
Героиня сказки после невзгод и страданий попадает в конце концов в
чудесную страну, находит там счастье.
Вера в счастливое будущее никогда не оставляла Андерсена,
в его сказках всегда побеждают правда, добро, любящие, горячие сердца.
Сказку "Дюймовочка" исполняют артисты московских театров.

(c) "Мелодия", 1977
Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1977 г.
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок
Типография Министерства культуры СССР. Зак. 763. Тир. 45 000.



Скачать Дюймовочка 66.73 Mb




Скачать Дюймовочка /вариант 2/ 20,55 Мб








Г.Х. АНДЕРСЕН
сказка
Читает М. Бабанова
Режиссер Л. Веледницкая

Жил-был на свете один студент. Он был очень
любопытен. Да вот беда: где бы и что бы он ни увидел,
ни услышал, ничто не могло этого его любопытства
удовлетворить. А дело было в том, что наш студент от
природы был и слеп, и глух. То есть не то чтобы совсем.
Нет, он все видел слишком ясно, и слух у него был
превосходный. Но ни в чем не находил он ничего
интересного: не умел он слышать внутренним слухом
и видеть внутренним зрением. Любой человек казался
ему слишком скучным и обычным, в каждом разговоре
слышались ему одни и те же вечные повторы, цветы
для студента были просто-напросто растениями
из "семейства" злаковых или там лепестковых, а птицы
только мешали сосредоточиться своими крикливыми голосами и
лишенными всякого смысла и красоты движениями...
И вдруг однажды произошло чудо! Добрая старушка пожалела
беднягу и дала ему на минутку волшебные очки...
Как изменился мир, стоило только надеть эти очки!
В каждом прохожем открылось столько неповторимого,
ни один человек, оказывается, не был похож на другого,
в двух-трех словах заключен был целый мир чувств, мыслей, настроений.
В шуме реки, в полете стремительных птиц,
в скользящем трепете листвы, в солнечных бликах,
в радужном многоцветье жизни слышались голоса, споры,
открывались радость и горе...
И все те, кому посчастливилось прочесть эту волшебную,
но полную правды, поэзии, юмора и глубокой мудрости "историю",
прекрасно поняли, о чем в столь изящной иносказательной
форме хотел напомнить людям ее автор - великий сказочник
Ганс Христиан Андерсен. Писатель был родом из маленькой
северной Дании, но его замечательные "сказки и истории"
разлетелись по всему свету. Потому что все им сочиненное,
придуманное, рассказанное - с мягкой улыбкой, грустью,
иронией, а порою и с гневом - на самом-то деле родилось
из самой жизни и обращено было ко всему человечеству.
Андерсен и сам умел - иначе он не смог бы так ярко и
красочно рассказывать об этом - в каждом явлении жизни видеть волшебное.
Ему не нужны были какие-то необыкновенные очки.
Зрение его сердца, его доброты, слух его сострадательности к людскому горю были безупречны.
Он прожил большую жизнь (1805 - 1875).
Но эти слух и зрение только обострились с годами.
И пусть он порой горевал, терялся, становился беспомощным,
когда сталкивался с несправедливостью, нищетой, страданием, пусть он не знал, как бороться с ними, чтобы они навсегда исчезли из жизни...
Зато сказочник обладал великим талантом -
он умел облекать в прекрасные образы все,
что становилось ему понятным и близким.
Весь мир - и взрослые, и дети, и богатые, и бедные -
зачитывается андерсеновскими историями.
И не только зачитывается, но и становится мудрее, чище, человечнее.
Такова великая сила этого изящного, доброго нежного таланта!
Вот уже больше полутора столетий живут - совершенно особенной,
самостоятельной жизнью - андерсеновские сказки.
Бедняк-самоучка, сын нищего сапожника и прачки, всю жизнь не могщий избавиться от провинциального выговора, к тому же совершенно одинокий,
некрасивый и вовсе не стремившийся во что бы то ни стало
прославиться, - этот датчанин покорил весь мир
завораживающей красотой своих фантазий.
Судьба его во многом напоминает историю, рассказанную
им в чудесной сказке-были - а таковы все его лучшие сказки - о "Гадком утенке".
Сначала неуклюжий утенок потешал буквально
всех домашних птиц и животных своим ни с чем не сообразным уродством.
И куры, и утки, и свиньи, и чванные индюки
так и старались чем-нибудь да обидеть, унизить его, ущипнуть, передразнить.
И утенок так привык к этому, что даже задумал уйти из жизни,
которая стала невыносимо тяжелой и горестной.
И вдруг... он увидел себя самого в лужице!
Прошло еще немного времени - и "гадкий утенок" превратился в
прекрасную, гордую, белоснежную птицу.
Он стал стройным лебедем и улетел в дальние края,
он увидел огромный мир и пропел о нем песню радости и счастья.
А те, кто прежде гнал его, так и остались копошиться
в грязи да спорить своими хриплыми голосами о всякой всячине...
И в жизни самого писателя бывали горькие дни, месяцы и годы.
Его долго не признавали на родине, считая безродным,
невежественным выскочкой, ему долго не могли простить
плебейского происхождения, странных, "уродливых" фантазий...
А в этих "фантазиях" сказочник раскрывал миру простые
истины: как прекрасна подлинная любовь, как она
беззащитна перед коварством и как могущественна,
как самоотверженна, как нужна доброта, как необходимо учиться терпимости и состраданию... Вспомните только сказку про нежную Эльзу и ее
братьев-лебедей. Или "Снежную королеву", где маленькая Герда,
отважилась сражаться с самой Ледяной девой за жизнь строптивого Кая.
Или историю, в которой настоящий соловей своим
 волшебным пением заставил отступить саму смерть, уже
стоявшую у изголовья императора. А "Стойкий оловянный солдатик"?
Он был так предан воздушной бумажной балерине,
что не побоялся пойти вместе с ней в огонь.
Много-много прекрасных историй рассказал нам Ганс Христиан Андерсен.
Но одна из самых чудесных сказок - о девочке
Дюймовочке и ее необыкновенной судьбе -
известна буквально каждому человеку, хоть раз в
жизни раскрывшему один из бесчисленных сборников Андерсена.
И если перечислить самых любимых сказочных героев всех времен,
Дюймовочка, как и Золушка Шарля Перро, как
Белоснежка братьев Гримм или Царевна-лягушка из
русской народной сказки, вспомнится нам в самую первую очередь.
Сейчас ты услышишь эту поэтичную, умную, глубокую сказку.
А когда будешь ее слушать, постарайся не только
увлечься волшебными оборотами событий, но и
подумать как следует над тем, о чем же, в сущности,
эта мудрая история написана.
Обрати внимание, как постепенно, тонко и
совершенно ненавязчиво Андерсен подводит нас к мысли,
что нежность и красота, доброта и душевная тонкость,
олицетворением которых и стала малютка
Дюймовочка, девочка-цветок, не могут ужиться ни в
болотной тине, ни в грязной, холодной яме, где нет ни солнца, ни цветов...
Читает эту сказку замечательная артистка
Мария Ивановна Бабанова. Мы, взрослые,
были такими же маленькими, как ты, когда
 услышали ее нежный, прозрачный, светлый голос,
в котором оживали сказочные существа -
андерсеновский Оле-Лукойе, ленивая Айога из
северной сказки, царственная красавица
Хозяйка Медной горы из сказов Бажова,
Маленький принц французского писателя
Антуана де Сент-Экзюпери. В каждой сказочной и
человечной своей черте маленькие, юные, молодые герои
Бабановой стали для нас неповторимыми воспоминаниями,
близкими, дорогими каждому.
М. Бабаева

Скачать Дюймовочка 35.74 Mb




Скачать Дюймовочка /вариант 4/ 28,44 Мб